Не могут люди вечно быть живыми,
Но счастлив тот, чьё будут помнить имя.
        (Алишер Навои)

03-09-2012

И меценат, и коммерсант удачливый

«Девиз до заката дней». Житие томского книготорговца и просветителя П.И.Макушина.

Большое видится на расстоянии. Эта мудрая мысль поэта Сергея Есенина в истории России подтверждалась многократно. Как часто у нас поют оды и ставят памятники человеку только после его смерти. Петру Ивановичу Макушину в этом отношении повезло. Его величие и заслуги были по достоинству оценены современниками еще при жизни. Но особенно уместно будет вспомнить Петра Ивановича сейчас, в момент семидесятипятилетия его кончины.

Будущий сибирский просветитель появился на свет 12 июня 1844 года (по старому стилю - 31 мая) в деревне Путино Пермской губернии в семье мелкого священнослужителя. Детство Петра прошло в крайней бедности, поэтому он с ранних лет не чурался тяжелого труда и умел ценить копейку.

Наиболее сильными детскими впечатлениями Макушина, запавшими ему в душу, были сцены грубого издевательства над крестьянами управляющего помещицы графини Строгановой. Это на всю жизнь сформировало у него стойкое неприятие к любому принуждению и насилию.

Церковное происхождение предопределило его жизненный путь. Петр пошел в духовное училище, затем - в Пермскую семинарию. Огромное влияние на формирование характера Макушина и его мировоззрения сыграл ректор семинарии архимандрит Вениамин, который обратил внимание на любознательного и вдумчивого семинариста, проводя с ним субботними вечерами задушевные беседы. При содействии архимандрита Макушин в 1863 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где за два года стал одним из лучших студентов.

В начале 1866 года инспектора духовной академии архимандрита Владимира назначили начальником Алтайской духовной миссии. На предложение послужить благородному делу распространения христианского учения среди алтайских народностей первым откликнулся именно Петр Макушин. Его архимандрит Владимир и определил своим помощником. 6 апреля (25 марта) 1866 года они прибыли в резиденцию миссии - село Ула-лу. С этого момента начинается отсчет общественной жизни Петра Ивановича, главную задачу которой он сформулировал в кратком стихотворении:

«Да будет целью всех стремлений,

Девизом до заката дней:

Ни одного без просвещенья

На бедной родине моей».

Устроившись на месте, молодой миссионер наметил масштабный план приобщения новокрещенных детей к грамоте путем открытия народных школ. В течение двух с половиной лет он с энтузиазмом воплощал его в жизнь. Жаль только, что самоотверженная деятельность Макушина по обучению инородческих детей вынуждена была закончиться, едва начавшись. А причиной всему была крайняя нужда, которую в то время терпел Петр Иванович. Дело в том, что, отправляясь в Сибирь, Макушин из скромности или из юношеской неопытности не обговорил заранее размер своего жалованья. И оказался на «хлебах из милости» у начальника Алтайской миссии. А поскольку начальник этот был очень скуп, то Макушину приходилось буквально перебиваться с хлеба на квас и ходить в обносках.

Однажды Алтайскую миссию посетил с инспекцией епископ Томский и Семипалатинский Алексий. Довольный успехами учеников миссионерской школы, он заявил начальнику Макушина о намерении представить Петра Ивановича к награде. На что тот, показав преосвященному Алексию свои порванные сапоги, попросил представить его к подметкам. В 1868 году оказалась вакантной должность смотрителя Томского духовного училища. Дирекция училища, наслышанная о плодотворной педагогической деятельности Макушина на Алтае, пригласила его в Томск. С приходом Петра Ивановича затхлость и рутина, царившие в училище, ушли в прошлое, дети забыли о страхе и принуждении, а розги были навсегда исключены из педагогического арсенала. Спустя всего три года посещавший училище генерал-губернатор Западной Сибири Хрущев был поражен ее образцовым содержанием. На праздновании 25-летия общественной деятельности Макушина бывшие коллеги написали ему в приветственном письме: «...Ваше управление училищем составит в истории этого заведения одну из светлых и лучших страниц, а Вы сами оставили нам достойный пример того, что могут сделать энергия и любовь к делу».

С такими отзывами Петр Иванович мог запросто сделать на ниве народного образования блестящую карьеру, достигнув больших чинов, званий и наград. Но ему надоело тратить время и силы на каждодневную борьбу с ретроградами от педагогики, коих в школах того времени было явное большинство. Официальная образовательная система с ее заскорузлыми методами «времен очаковских и покоренья Крыма» сковывала благородные порывы Петра Ивановича. Она мешала реализации его глобальной просветительской цели - приобщению сибиряков, оторванных на тысячи верст от центров цивилизации, к лучшим достижениям отечественной и мировой культуры. Достичь этого в те годы можно было только с помощью книг, и Макушин стремился сделать их доступными для простых людей.

Первым шагом на этом пути стало открытие в Томске в июле 1870 года первой частной публичной библиотеки. Однако из-за своей бедности Макушину приходилось брать за чтение книг плату, что ограничивало число его клиентов.

В декабре 1872 года, взяв на службе двухмесячный отпуск, Петр Иванович приступил к главному делу своей жизни - открытию книжной торговли в Сибири. Даже друзьям Макушина эта затея поначалу представлялась крайне сомнительным прожектом, ведь ближайшие от Томска центры книготорговли находились в столицах - Москве и Санкт-Петербурге. Из всех томских богачей, к которым обращался Петр Иванович, дать деньги на покупку книг отважился лишь Василий Васильевич Михайлов, брат известного томского купца и городского головы Петра Михайлова. При этом он поставил жесткое условие - половина прибыли от книготорговли.

В Москве молодого сибирского интеллигента местные воротилы книжного бизнеса подняли на смех: «А кому это вы там собрались книги продавать, господин Макушин, уж не сибирским ли медведям?». Впрочем, этому было свое объяснение. Для жителей европейской части России Сибирь всегда была символом ссылки, мрака и невежества. В Москве никто не согласился дать Макушину книги под реализацию, и ему пришлось покупать их на деньги, занятые у В.Михайлова. Только в северной столице нашлось несколько смельчаков, сочувственно отнесшихся к идее Петра Ивановича – «наводнить Сибирь книгами». Они согласились дать ему книги в кредит.

Открытие книжной лавки назначили на 19 февраля 1873 года по старому стилю (13 марта - по новому). Дата эта была выбрана не случайно. Именно в этот день в 1861 году в России отменили крепостное право. Сам Макушин написал по этому поводу: «Сегодня выставлена первая зимняя рама, и в страну ссылки и каторги, тьмы и бесправия совершился прорыв книги, неся с собой свет и знание». Первоначально магазин размещался в одной из комнат дома Макушина по Набережной реки Ушайки, в том месте, где сейчас располагается военкомат Ленинского района. Первое время Петр Иванович стоял за прилавком сам, нужно было изучать спрос, да и денег даже на минимальную зарплату продавца поначалу не было.

Успех превзошел все ожидания. Всего за три месяца привезенные книги были распроданы, и в июне 1873 года Макушин предпринял еще одну поездку по столицам, где на этот раз к нему отнеслись гораздо почтительней.

Хотя в течение 20 лет Петр Иванович был в сфере книготорговли в Сибири монополистом, он не рассматривал ее как источник наживы, продавая литературу по столичным ценам с добавлением всего 10-20 процентов за стоимость пересылки. Число покупателей росло день ото дня. Стремясь приобщить жителей сельской глубинки к образованию и культуре, Макушин организовал выездную книжную торговлю по деревням. И хотя она приносила ему одни убытки, Макушин особо не переживал. Ведь главным было то, что книги стали постепенно проникать в сельскую глухомань, пробуждая интерес крестьян к знаниям.

Слава о макушинской книготорговле распространилась за тысячи верст. Люди приезжали за литературой в Томск со всех концов губернии и даже из-за ее пределов. В каталоге магазина, изданном в 1912 году, числилось 50 тысяч наименований абсолютно любого содержания - от простейших детских до редких научных. Бедные студенты и неимущие родители учеников городских школ могли брать книги в кредит, при этом деньги они возвращали далеко не всегда.

Тем удивительнее то, что, имея склонность к неразумным, с точки зрения большинства тогдашних, да и современных коммерсантов, благотворительным жестам, Макушин умудрялся извлекать из своего книжного дела солидную прибыль. Получалась она в основном за счет оптовых скидок за многотысячные партии книг, приобретавшихся в столицах. Немалый доход ему и его компаньону В.В. Михайлову приносила первая в городе частная типография, открытая в 1876 году. К началу XX века Петр Макушин стал одним из богатейших людей Томска. Местные купцы издавна славились своими благими делами. Построить на собственные средства школу, открыть приют, потратив на это десяток тысяч рублей, было в порядке вещей. Но сделать за жизнь столько крупных пожертвований на астрономическую по тем масштабам сумму - в 600 тысяч рублей - на такое был способен только Петр Иванович.

Макушин являлся пионером многих нужных и полезных начинаний. Кроме уже упоминавшихся библиотеки, книжного магазина и типографии, в 1874 году по его инициативе начал работу первый в Сибири детский сад. Спустя семь лет, он стал инициатором создания и главным спонсором первого томского независимого печатного издания – «Сибирской газеты». Первая в городе бесплатная лечебница, телефонная линия, бесплатная народная библиотека. Все это появилось в Томске именно благодаря Макушину.

Его кипучая общественная деятельность вызывала большие подозрения у властей. Несколько лет он состоял под негласным надзором полиции. Такому надзору подвергались сосланные в Томск революционеры всех мастей и прочие нелояльные режиму личности. Однажды Петра Ивановича едва не арестовали по фантастическому обвинению в покушении на цесаревича Николая, возвращавшегося через Томск в столицу из кругосветного путешествия. А дело было так. За неделю до приезда августейшей особы в жандармское управление явился «бдительный» гражданин, якобы видевший, как ночью кто-то закапывал на мосту через Ушайку, по которому должна была проследовать монаршая карета, подозрительный предмет. К несчастью, в двух шагах от этого моста находился макушинский магазин. А поскольку предмет этот сильно напоминал бомбу, то в городе начались повальные аресты предполагаемых заговорщиков. Только почему-то в их числе оказались в основном представители либеральной интеллигенции, в том числе двоюродный брат Макушина В.М.Посохин. Сам Петр Иванович на это время из Томска предусмотрительно уехал, оставив родственника присмотреть за магазином. Хотя «бомба» эта оказалась муляжом, который подложил сам сообщивший в полицию, в сознании многих обывателей прочно засела мысль, что это Макушин намеревался взорвать наследника престола.

При оценке личности Макушина следует избегать соблазна его обожествления. Не был Петр Иванович иконой. Знавшие его близко отмечали, что Макушин был не лишен определенного тщеславия. О всех своих пожертвованиях объявлял публично, на весь город, да и в отношениях с близкими, по слухам, был тяжелым человеком, что, впрочем, нисколько не умаляет его заслуг. В дореволюционном Томске Макушин пользовался всеобщим уважением и признанием, свидетельство чему - звание Почетного гражданина города, присвоенное Петру Ивановичу за пожертвование огромных сумм на открытие Народного университета и Дома науки, названного в его честь. А вот с советской властью у Макушина в первое время возникли некоторые трения. В начале 1920 года были национализированы его библиотека и книжный магазин, и почти все дома. Сам он в этот момент находился в Иркутске, где 20 мая 1920 года подвергся аресту сотрудниками местного ЧК. Ему еще повезло. Спустя три дня Петра Ивановича с извинениями отпустили. А то ведь могли бы, недолго думая, «пустить в расход», как поступили в марте того же года томские соратники «железного Феликса» с видным местным ученым и публицистом А.В.Адриановым. 6 июля 1920 года Макушин возвратился в Томск, но город, ставший ему родным, недружелюбно встретил его новым арестом по лживому доносу, из-за чего Петр Иванович тяжело заболел. После этого нападки на Макушина прекратились. В 1923 году ему даже вернули дом по ул. Равенства, 1 (сейчас ул. Гагарина) и избрали членом правления Сибирского книжного издательства.

4 июня 1926 года Петр Иванович скончался. Похоронен он был во дворе Дома науки, воплотившего в себе его труды и чаяния. На могиле покойного, по его завещанию, вместо креста были установлены символы прогресса - железнодорожный рельс и электрический фонарь. Для человека, получившего религиозное образование, поступок довольно странный. Хотя вполне в духе того времени.

Виктор Гахов

опубликовано в газете

«Красное знамя» 7 июня 2001 г. с. 4.


Назад

Контакты

Адрес: 634009, г.Томск, пер.Карповский,13, офис 509, каб.1

E-mail: s-g-c@yandex.ru, sib-gen-centre@mail.ru

Телефоны: +7-960-975-69-82

Сайт: www.sibgencentre.ru

Томский католический костел.






   


Создание сайта - Топовая Студия