Не могут люди вечно быть живыми,
Но счастлив тот, чьё будут помнить имя.
        (Алишер Навои)

11-09-2012

Загадочный старец

«Загадка, которую уже не отгадать».

Таинственный старец Федор Кузьмич.

 

 Известный публицист и драматург Эдвард Радзинский однажды изрёк: «Россия – страна легенд». Сказал он это, комментируя версию о чудесном спасении после расстрела в 1918 году царской семьи Романовых княжны Анастасии и цесаревича Алексея. Народная молва на Руси неоднократно воскрешала ушедших из жизни царей и их детей, особенно, если они умерли насильственной смертью.--------------

 Почти полтора века живет красивая легенда об императоре Александре I, якобы не скончавшимся в 1825 году в Таганроге, а отправившемся странствовать по России под именем бродяги Фёдора Кузьмича. Об этом уместно вспомнить именно сейчас, в стосорокалетнюю годовщину со дня смерти загадочного старца, тем более, что часть его жизни была связана с Томском. И вообще, можно сказать, что Фёдор Кузьмич стал одной из визитных карточек нашего города.  

 

Государственный архив Томской области располагает некоторыми интересными документами и копиями малоизвестных печатных материалов о жизни Фёдора Кузьмича и его пребывании в Томске.

Для начала стоит упомянуть статью управляющего Тюменским приказом о ссыльных Р.Кузовникова, опубликованную в журнале «Исторический вестник» в далеком 1895 году. В ней говорится о задержании 4 сентября 1836 года в Красноуфимском уезде Пермской губернии старика, который на допросе представился семидесятилетним неграмотным и не помнящим своих родителей безфамильным бродягой, Фёдором Козьминым (в другой транскрипции - Фёдором Кузьминым).

Поскольку паспорт и прочие документы у него отсутствовали, спустя месяц после задержания Фёдор Козьмин был приговорен за бродяжничество к двадцати ударам плетьми и к ссылке туда, куда по его словам он и хотел попасть – в Сибирь, а точнее в Мариинский уезд Томской губернии. По словам очевидцев, приговором старик остался доволен. 13 октября 1836 года он был отправлен по этапу. Спустя пять месяцев Фёдор Козьмин в составе партии ссыльных прибыл в Томск, откуда отправился к конечному месту назначения – в Боготольскую волость.

В старом пожелтевшем деле Томской экспедиции о ссыльных указаны приметы того самого бродяги – рост 2 аршина и 6 с 3/4 вершков (172 см), глаза серые, волосы на голове и бороде светло-русые с проседью, кругловатый подбородок, на спине - следы от побоев кнутом. При желании можно сравнить эти данные с описанием императора Александра I.

Подобные документы должны были храниться также в Пермском, Тюменском и Тобольском архивах. В советское время их пытались там отыскать, но не нашли, наверное, уничтожили, а у нас сохранили.

Прибыв к месту ссылки, Фёдор Козьмин постепенно стал для всех старцем Фёдором Кузьмичем. Сначала он в течение пяти лет проживал на поселении при Краснореченском винокуренном заводе, затем был отпущен и бродил по деревням Мариинского уезда. На жизнь зарабатывал тем, что обучал местных ребятишек грамоте, священному писанию, давал им уроки географии, истории. Особенно он любил рассказывать о войне с армией Наполеона, о зарубежных походах русской армии, причем, в таких подробностях, которые мог знать только их очевидец. Получать деньги за уроки старец категорически отказывался, брал только постную пищу. За свою подвижническую деятельность, праведный образ жизни Фёдор Кузьмич считался местным святым и пользовался всеобщим уважением.

В одной из деревень Мариинского уезда Фёдор Кузьмич познакомился с купцом Семёном Феофановичем Хромовым, который уговорил старца в 1858 году переехать вместе с ним на жительство в губернский центр. Обитал Фёдор Кузьмич на загородной заимке Хромова (сейчас поселок Хромовка) или во флигеле, построенном купцом специально для старца в своем домовладении по улице Монастырской (ныне это улица Крылова, дома №24 и 26 а).

В Томске Фёдор Кузьмич жил затворником, не принимая никакого участия в общественной жизни города, время проводил в основном в молитвах и постах. 20 января 1864 года по старому стилю или 1 февраля по новому старец тихо умер. Местные священнослужители отдали должное его добродетелям и похоронили старца на почетном месте - в ограде Богородице-Алексеевского мужского монастыря. Сразу после кончины с Фёдора Кузьмича был написан посмертный портрет, так как при жизни он из скромности категорически отказывался позировать художникам. С этого портрета томский фотограф Ефимов позже сделал фотографии, пользовавшиеся большой популярностью.

Ещё при жизни старца в народе пошла молва, отождествлявшая Фёдора Кузьмича и императора Александра I. А произошло это от того, что люди, видевшие портреты Александра I и общавшиеся с Фёдором Кузьмичем, отмечали их поразительное сходство. После смерти старца эта молва распространилась на всю страну. В московских и петербургских газетах и журналах появились статьи с подобными предположениями. Даже Лев Толстой посвятил этой легенде рассказ «Посмертные записки старца Фёдора Кузьмича», весь тираж которой был конфискован полицией. В Томске появился кружок почитателей Фёдора Кузьмича, в наш город потянулись странники, приносившие с собой рукописные тексты и печатные статьи о старце.

Документы Томского жандармского управления сохранили сведения об одном из них – Елисее Захаровиче Захарове. И хотя статья, которую распространял поклонник старца, была взята из солидного столичного издания «Русское слово», «псы государевы» постарались под любым предлогом выслать господина Захарова из города. Начальник жандармского управления писал по этому поводу губернатору: «…газетные статьи, даже подцензурных изданий, не всегда могут быть разрешаемы к перепечатыванию отдельными листками, весьма удобно распространяемыми в массе, по моему мнению, следовало бы листки эти отобрать от Захарова».

Власти старались любыми средствами развенчать легенду о царе-бродяге, но это у них не очень-то получалось. В 1882 году Томское губернское правление провело специальное расследование, в ходе которого допросили самого близкого Фёдору Кузьмичу человека – купца Семёна Феофановича Хромова. Материалы этого расследования также хранятся в нашем архиве. Хромов клятвенно заверил следствие, что ничего о прошлом старца до ссылки в Мариинский уезд он не знает. По утверждению Хромова, старец был наделен даром предвидения, из-за чего к нему приезжали за советом люди издалека, особенно ценили Фёдора Кузьмича служители православной церкви, например, однажды его посетил епископ Иннокентий, впоследствии ставший митрополитом Московским.

В последние годы жизни Хромова в его доме квартировался известный писатель Николай Иванович Наумов. Когда Семён Феофанович был уже при смерти, Наумов буквально умолял его рассказать всю правду о загадочном старце. Хромов даже на смертном одре ничего нового писателю не поведал, хотя Наумов был абсолютно уверен, что старый купец знал больше, чем говорил, и унес тайну о Фёдоре Кузьмиче с собой в могилу.

Сразу после смерти старца его могила стала местом паломничества. Самыми преданными почитателями Фёдора Кузьмича были настоятели и монахи Алексеевского монастыря, которые не только ухаживали за могилой старца, но и тщательно собирали легенды и рассказы о нем, а также деньги на постройку часовни. В 1904 году стараниями архитектора Викентия Оржешко такая часовня была построена и освящена.

Остается добавить, что в 1988 году Русская православная церковь причислила старца Фёдора Кузьмича к лику святых под именем Фёдора Томского. Его останки были подняты из могилы и нашли упокоение в Казанской церкви Алексеевского монастыря.

Даже через 140 лет со дня кончины загадочного старца ответить на волнующий многих вопрос о его царском происхождении в принципе возможно. Ведь если сохранились останки, достаточно по аналогии с семьей императора Николая II провести их генетическую экспертизу.

Вот только стоит ли тревожить старые кости? Ну и что с того, что авторитетнейшие зарубежные профессионалы на ультрасовременном оборудовании установили на 99 с лишним процентов принадлежность найденных под Екатеринбургом останков царской семье. Те, кто не верил в их подлинность, не верят до сих пор.

То же самое может случиться и с Фёдором Кузьмичем, тем более учитывая то обстоятельство, что за минувшие годы его могила вскрывалась неоднократно, и останки старца запросто могли подменить. Так что красивая легенда о русском царе, вдруг перевоплотившемся в бродягу, судя по всему, обречена на вечную жизнь.

Виктор Гахов

опубликовано в газете

«Красное знамя» № 13 (25093) 31 января 2004 г. с. 6


Назад

Контакты

Адрес: 634009, г.Томск, пер.Карповский,13, офис 509, каб.1

E-mail: s-g-c@yandex.ru, sib-gen-centre@mail.ru

Телефоны: +7-960-975-69-82

Сайт: www.sibgencentre.ru

Томский католический костел.






   


Создание сайта - Топовая Студия